• 25 сентября 2015, пятница
  • Москва, Переведеновский пер. 18

НЕКОТОРЫЕ МЕСТА ОСТАЛИСЬ ЕЩЕ НЕВРАЗУМИТЕЛЬНЫМИ…

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

3136 дней назад
с 19:00 25 сентября до 20:00 29 октября 2015
Москва
Переведеновский пер. 18

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ VI МОСКОВСКОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Открытие выставки: 25 сентября 2015, 19:00. Пресс-показ с 17:30
Даты проведения: 25 сентября 2015 – 29 октября 2015 
Место проведения: ЦТИ ФАБРИКА, Москва, Переведеновский переулок, 18
Куратор: Елена Куприна-Ляхович
Участники: Людмила Горлова; Группа «Новые Нормальные» (Константин Звездочетов, Алена Иванова-Йохансон, Александр Петрелли); Группа «Прототип» (Слава Зож, Палладий Иванов, Александр Сомов, Дмитрий Тотт, Тру Эрр); Андрей Филиппов.
Организаторы: Е.К.АртБюро, Центр Творческих Индустрий ФАБРИКА 
                                 
«При всем том остались еще некоторыя места невразумительными…»
 
«…смотрю, стоит стена;
                                                                На ней, я вижу, ходит Ярославна,
                                                               И плачет, бедная, без устали она.
                                                              Сгони ее! Довольно ей пророчить!
                                                             Уйми все песни, все! Вели им замолчать!»
Константин Случевский (1898 г.)
 
                Хронический пассеизм отечественной культуры, неискоренимый взгляд на текущее и грядущее сквозь магический кристалл минувшего, может иногда приводить к непредсказуемым инновативным результатам. Обновлению зрения и авангардистским прорывам. И уже не поймёшь, где ироническая игра в классику становится эстетическим и историософским откровением, даже не снившимся махровым традиционалистам. 
               Для Людмилы Горловой поводом для её очередного обращения к жанру живописного комикса стал непосредственный опыт поездки в легендарный Путивль, а затем вдумчивое погружение в тексты переводов и интерпретаций известного со школы шедевра древнерусской литературы, по-прежнему зияющего «тёмными местами» и спорными пробелами в сплошной строке утраченного оригинала. Всё на полном серьёзе. Ещё в сфере профессиональных интересов оказался пропущенный сквозь себя хрестоматийный манифест Ролана Барта «Смерть автора» — индульгенция на постмодернистскую вольность герменевтики. С авторством у «печальной повести о походе Игоревом» в самом деле существуют неразрешимые проблемы. Таким образом для современного художника канонический текст закономерно становится артефактом, полем для несерьёзной забавы по индивидуальным правилам. Несмотря на всю глубину личных предпосылок, главная из которых – признание в собственной непонятливости.
                 В площадку для эксперимента превращается здесь и комикс – банальная история в картинках с примитивными, но строгими законами построения. У Горловой практически нет сюжетно-портретных изображений, а фразы в «баблах», вырванные из разных фрагментов и пересказов «Слова», не складываются в цельные высказывания. Перед нами своего рода антикомикс, деконструкция жанра, который, между прочим, в литературоцентричной России наоборот ещё ждёт своей легитимации, о чём неоднократно говорила и сама художница. Но это «убийство до рождения», циничный артистический аборт спровоцирован самими особенностями «литературного памятника».
                 Ведь «Слово о полку Игореве» — очень странное произведение. Прежде всего читателю, не знакомому с русскими летописями, трудно разобраться, что в нём, собственно, происходит. Сюжет набросан какими-то надёрганными кусками; можно даже говорить о «клиповой эстетике» древнего текста. А, между прочим, фасеточное зрение клипмейкера принципиально разнится от нарративного сознания комиксёра. Сам повод рассказа, затеянного с эпическим размахом, исторически ничтожен. «Кому из наших писателей в 18 веке пришло бы в голову взять в предмет песни тёмный поход неизвестного князя!», — восклицал Пушкин. Несмотря на отмеченные ещё Н. М. Карамзиным «красоты языка живописного», именно живописцу в аллегоричном до схематизма тексте развернуться негде. Неслучайно лучшими иллюстрациями к «Слову» до сих пор считаются лаконичные чёрно-белые гравюры Владимира Фаворского, и отказ от использования цвета у Горловой – это в какой-то мере следование традиции.
                  Наконец, «покойный» автор был настоящим авангардистом, презиравшим линейность повествования, предпочитая «лирический беспорядок» изложения – неожиданные переходы от настоящего к прошлому, перемещения из одного княжества в другое, непоследовательные отступления. Стоит ли напоминать о жанровой чересполосице, которую академик Лихачёв деликатно называл «младенческой неопределенностью форм»! Эту ювенильную расплывчатость практикует и «актуальный художник» Горлова, неслучайно цитируя в своём (анти)комиксе в том числе детский кукольный спектакль про князя Игоря. Вероятно, свой вариант инфантильного идиотизма предложит и группа «Новые нормальные» (Константин Звездочётов, Алёна Иванова-Йохансон, Александр Петрелли), задумавшие свою (анти)оперу по мотивам бородинского «Князя Игоря», персонажи которой тоже напоминают заводных кукол, только прошедших школу «биомеханики» Вс. Мейерхольда, создателя также своего рода театра-клипа.
Музыкальный шедевр Александра Бородина, опять же имеющий косвенное отношение к подлиннику «Слова», используется и в интерактивном объекте сообщества молодых художников «Прототип», публично дебютирующих в настоящем проекте. Пресловутые гусли сказителя Бояна станут извлекать волшебные звуки по мановению зрительских пальцев, буквализируя ключевую и изначальную метафору хрестоматийного текста, придавая ему аттрактивную актуальность. Только надо сказать, что мифологический автор «Слова» буквально спорил с Бояном, воспринимая его покоряемым отцом. А гусли, ставшие визуальной эмблемой произведения, — аберрация читательского восприятия. Ложная интерпретация, как и фантазии Бородина. Так что абсурдистская асфальтовая конструкция «Прототипа» является очень логичной деконструкцией мифа, дарующей ему новую жизнь.    
                  Так что «Слово о полку» оказывается бесконечным источником живых реминисценций. Ещё одну, не самую весёлую, подкидывает инсталляция Андрея Филиппова «Лебединое озеро». Лебедь не входит в орнитологический пантеон «Слова», хотя и поминается несколько раз, но только без такой символической нагрузки, как какая-нибудь «зегзица незнаема» Ярославны. Но уже цитировавшийся Дмитрий Сергеевич Лихачёв в комментариях к одному из «тёмных мест» нашего текста проговаривается: «лебеди могли быть тотемом половцев». И тогда у филипповских имперских «царь-птиц» появляется зловещее значение, а (анти)герои ГКЧП приобретают летописное измерение. Да, мы обречены смотреть на недавнее прошлое – и настоящее — через призму баснословных времён.
Иногда это бывает полезно. Но, главное, неотменимо.
Фёдор РОМЕР
 
Е.К.АртБюро – Е.К.АртБюро основано в 1991 году Еленой Куприна-Ляхович, С 2004 года Е.К.АртБюро является хранителем и администратором собрания Музея МАНИ (Московский архив нового искусства), важнейшей исследовательской базой для многих историков искусства и кураторов. Основное направление работы Е.К.АртБюро — выставочная деятельность. Исследовательские интересы Е.К.АртБюро лежат в поле изучения творчества авторов, сформировавшихся в кругу Московской концептуальной школы в 70-80-е годы ХХ века.
 
Дополнительная информация: ekartbureau@gmail.com
 
Информационные партнеры: 
 
***
ЦТИ ФАБРИКА, Переведеновский пер. 18
Часы работы выставочных залов: втр – вск, с 12:00 до 20:00.  
 
ВХОД СВОБОДНЫЙ
 
***
Подпись к иллюстрации: 
Андрей Филиппов (Россия). Эскиз к работе «Скольжение», 2000-2015. Бумага, карандаш, чернила. 29,7 х 20 см. Фото автора/ Andrey Filippov (Russia). The sketch for the work «Slipping», 2000-2015. Paper, pencil, blackened. 29,7 х 20 cm. Courtesy Author.
 

Партнеры

Е.К.АртБюро

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше